Четверг
02 Мая 2024
07:10:47


Приветствую Вас Бродяга | RSS


Главная | Япония - загадочная страна. - "Авелон" - Форум | Регистрация | Вход
Меню сайта

Почётные жители
  • ElenaKono
  • Нати
  • Anny
  • KeeperofHappiness
  • sims207
  • KilleR177
  • Nattica
  • knuck_13
  • margo
  • Селен

  • Беседка

    Наш опрос
    Как Вы оцениваете новый дизайн сайта?
    Всего ответов: 56

    Фото из нашего альбома
    Группа "Гости" не имеет право просмотра модуля

    Реклама



    SMS-копилочка
    SMS.копилка

    Копилка
    Нравится здесь?
    ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

    Друзья сайта

    Друзья сайта
    Поддержите наш сайт в каталоге Infan.ru Каталог ссылок на интернет сайты с описаниями Получить свой бесплатный сайт в UcoZ Сайт группы МНОГОТОЧИЕ. Здесь можно скачать все песни в формате MP3, скачать и просмотреть видеоклипы и эксклюзивные видео ролики, посмотреть фотографии, почитать тексты песен, аккорды, статьи и интервью группы , узнать всю подробную информацию, Полную дискографию и историю группы. Пообщаться с поклонниками на форуме и многое другое вы откроете на этом сайте

    Статистика

    Rambler's Top100
    Рейтинг@Mail.ru

    Яндекс цитирования
    Google-Add.com - Открытый Каталог Сайтов
    ПОСЛЕДНИЕ ОБНОВЛЕННЫЕ ТЕМЫ
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Нати  
    "Авелон" - Форум » Разное » Вокруг Света » Япония - загадочная страна.
    Япония - загадочная страна.
    ElenaKonoДата: Воскресенье, 19 Августа 2007, 19:43:21 | Летопись # 1
    ПуФыстый Зайчонок

    Сословие: Королевская семья
    Летописи: 1375
    Дама
    В Походе
    История Японии.

    В условиях возобновившихся среди «властных элит России» разговоров о целесообразности передачи Японии островов Малой Курильской гряды целесообразно поговорить и об истории Страны восходящего солнца.

    Япония с определенной точки зрения может быть названа реликтовой цивилизацией. Изначально, предки японцев были связаны с народами Маньчжурии и Кореи.

    Наиболее ранние реальные исторические сведения, которыми мы располагаем, относятся к 8 веку нашей эры.

    Принц Наканоэ истребил род Согэ, узурпировавший власть в стране и построил Нара – первый город в Японии.

    Нарская монархия является, практически экспериментом по созданию городской цивилизации. Строительство первой столицы Японии напоминает создание Петербурга. Роль европейских специалистов сыграли китайцы. По китайским канонам была организована и вся держава. Как известно, важнейшую роль в ротации административных кадров Китая играли экзамены на знание китайской классической литературы.

    Но японское общество, в своей основе, было резко отличным от китайского, имея феодальную структуру. Замещение должностей происходило по принципам клановой принадлежности. Поэтому китайская система была глубоко деформирована.

    Однако вскоре императоры в значительной мере выпустили власть из своих рук, которая перешла к клану Фудзивари. Его представители приватизировали пост первого министра на несколько столетий.

    Здесь надо иметь в виду, что термин "император" применительно к Японии упоминается явно всуе. Римский император был, прежде всего, главнокомандующим армией, а потом уже всем остальным (великим понтификом, народным трибуном и т.д.).

    В Японии же император - "тэнно" является верховным жрецом, потомком солнечной богини Аматэрасу. В сущности, он напоминает священных царей жрецов древних обществ, глубоко почитаемых, но лишенных политической власти.

    Правление клана Фудзивари было временем мира и культурного процветания. Клан был чрезвычайно многочислен и разветвлен, его члены занимали большинство должностей в административном аппарате. Поэтому представителям иных кланов приходилось часто выселяться на север, в поисках места под солнцем. Среди этих переселенцев были и неудачливые выходцы из самой императорской семьи.

    Северные территории Японии населялись тогда племенами айнов - древним народом, в культуре которого причудливым образом соединялись черты культур Севера (культ моржа и медведя) и южных морей (культ человеческих черепов). Айны строили городища и хоронили своих вождей в курганах. Во время боя они пользовались отравленными стрелами и (согласно японским летописям) умели напускать туман.

    Однако, несмотря на сопротивление айнов, японские кланы медленно, но неуклонно оттесняли их к северу (в этом японцам помогали и междоусобицы среди вождей племен). Здесь сказалось типичное превосходство цивилизованной страны над варварами (так же как, например, Англия организационно превосходила Шотландию).

    Захват новых земель чрезвычайно усилил северные кланы. Особенного могущества достигли Тайра и Минамото. Клан Фудзивари еще некоторое время сохранял формальное главенство, благодаря искусному балансированию между различными центрами силы. Но вскоре он лишился и тени власти, которая перешла к Тайра.

    Однако клан Минамото поднял мятеж. После упорной борьбы власть досталась Минамото Еритомо. Сильный политик, он победил во многом благодаря талантам своего родственника Есицуне (которого устранил после). Наступила длительная эпоха господства военных вождей.

    При преемниках Минамото Япония подверглась великой опасности. Монгольский хан Хубилай (правнук Чингисхана) закончив завоевание Китая, предпринял две морские экспедиции на японские острова. Первая, слабейшая (20 тысяч человек экипажа) была рассеяна тайфуном. Вторая - 100 тысяч монголов и китайцев также сильно пострадала от тайфуна, но смогла-таки войти в соприкосновение с японскими войсками.

    Сначала монголы уничтожили всех защитников западных островков Кюсю (вкупе с мирным населением). Затем они высадились.

    Монгольская тактика резко отличалась от японской. Японцы во многом напоминали европейских рыцарей с их кодексом индивидуальной боевой чести. Монголы же воевали в плотных боевых порядках, выход за пределы которых с целью проявления доблести в поединке, карался смертью. Кроме того, китайские и корейские технические специалисты армии Хубилая забрасывали самураев начиненными порохом разрывными бомбами.

    Тем не менее, японцы, благодаря боевому духу, военному опыту и хорошему вооружению, сумели отстоять свою страну

    Прекращение смуты связано с именами трех великих правителей: Ода Нобунага, Тоётоми Хидеёси и Токугава Иэясу.

    Ода Нобунага сумел сломить могущество феодальных кланов и буддийских монастырей. Последние подверглись особенно жестокому разгрому, после которого не оправились. И не случайно, Ода покровительствовал начавшему проникать в Японию католичеству (в качестве идеологического противовеса буддизму).

    Но с феодалами дело обстояло хуже. Один из перешедших на службу к Ода, но затаивших обиду князей, улучив момент, когда правитель остался в замке без серьезной охраны, совершил нападение с верным войском. Конечно, все заговорщики были обречены, ибо их ждала неизбежная кара от огромной армии Нобунага. Но, видимо, здесь сказался самурайский кодекс верности патрону (пусть даже и ведущему в никуда). Как бы там ни было, в результате заговора Нобунага погиб.

    У правителя были два главных помощника - Тоётоми Хидеёси и Токугава Иэясу. Их происхождение и жизненный путь чрезвычайно отличались друг от друга. Хидэёси происходил из крестьян, и сделал карьеру в войсках асигару во время смуты. Он отличался широтой взглядов и грандиозными планами.

    Иэясу был аристократ. Его характеризовали консерватизм, верность своему классу, упорство и методичность в достижении поставленной цели.

    Случилось так, что во время мятежа поблизости во главе большой армии оказался Хидэёси. Он быстро покарал заговорщиков (сам мятежный князь бежал и был насмерть забит крестьянами в поле). Нобунага же был далеко от верных частей и долго пробирался к ним. Поэтому новым правителем был провозглашен Тоётоми Хидэёси. Добравшийся же, наконец, до собственной армии Иэясу не стал начинать гражданскую войну, а согласился на место второго человека в государстве.

    Быстро наведя порядок, Хидэёси приступил к грандиозному проекту создания великой японской империи. Надо отметить, что в истории страны были всего две подобных попытки, и вторая происходила во второй половине девятнадцатого – первой половине двадцатого веков.

    Хидэёси приписывают стремление завоевать Китай, Корею и острова южных морей. В Корею он действительно высадил огромную армию (согласно источникам – около 200 тысяч человек).

    Сразу обнаружилось подавляющее превосходство японцев в качестве войск. В открытом поле корейцы не могли оказывать долгого сопротивления, ограничиваясь осадой городов. Японцы быстрым маршем прошли всю страну с юга на север (где развлекались единоборствами с диковинными для них тиграми).

    Но здесь начались непредвиденные сбои. В войну вмешался Минский Китай (чьим вассалом считалась Корея) и двинул против японцев сперва 40 тысяч солдат, затем еще 150 тысяч. Армия Хидэёси воевала лучше, но приход китайцев сильно изменил стратегическую обстановку в стране. Корейцы при обороне городов удачно использовали разрывные бомбы. А на море проявил свои таланты корейский флотоводец Ли Сун Син.

    Здесь сказались просчеты Хидэёси, бывшего исключительно сухопутным генералом и не понимавшего всей стратегической роли флота. Японцы в это время использовали корабли лишь как плавучие платформы для переброски войск. А Ли Сун Син действовал чрезвычайно активно, разрушая морские коммуникации противника. Кроме того, он применил новый тип судна – «кобуксон», укрытый бронированными палубами, которому на море японцы ничего не смогли противопоставить.

    Хидэёси бросил в Корею новую армию, но она увязла в осадах и боях. Война становилась все более бесперспективной. Внезапная смерть правителя была воспринята со всеобщим облегчением – кошмар закончился, японская армия эвакуировалась.

    После смерти диктатора начался очередной раунд борьбы за власть, новым и наиболее реальным претендентом на которую выступил Токугава Иэясу. Поскольку сын Хидэёси был еще ребенком, его сторонники, в свою очередь, выдвинули от своей партии некоего Икэда. Но последний не имел серьезного боевого опыта и авторитете в войсках, находясь при Хидэёси на административной работе. Поэтому он проиграл борьбу и погиб.

    Однако Токугава выиграл еще не все. Оставался сын Тоётоми Хидэёси, укрепившийся в своем замке. Поскольку отец оставил ему колоссальные богатства, а по стране бродило огромное количество самураев, лишившихся вождей, вскоре под знаменами младшего Хидэёси стояла весьма значительная армия.

    И снова началась война – осада замка войсками Токугава. Однако взять крепость не удалось, начались мирные переговоры. Противники достигли договоренности, согласно которым, молодой Хидэёси добровольно разрушил стены собственного замка. Зачем он это сделал? Вероятно, сын великого воина не был похож на своего отца и стремился не к власти (несмотря на подталкивания своего окружения) а к спокойной жизни. Поэтому он и обрек себя и своих сторонников на смерть – вскоре Токугава Иэясу вновь напал на них и всех уничтожил.

    Токугава Иэясу стал военным правителем Японии – сёгуном.

    Если принять за основной критерий, отличающий цивилизованный народ, его уверенность в культурно-технологической самодостаточности, тогда варвары будут охарактеризованы противоположным образом, как люди, стремящиеся к разнообразным заимствованиям. С этой точки зрения, западный мир – цивилизация. Для людей Запада их ученые, писатели, актеры – самые лучшие. Китай – также цивилизация, Поднебесная, Срединная равнина. Исламский мир – опять таки цивилизация (хотя и с оговорками). С другой стороны, такую страну, как Япония можно отнести к варварскому типу.

    Сразу скажу, что слово "варварский" не несет АБСОЛЮТНО никакого негативного смыслового оттенка. Да подобный оттенок выглядел бы странно в рассуждениях человека, защитившего диссертацию "Культура Варварской Европы: типология мифологических образов" и которому, к тому же, японская история, живопись, система питания и, особенно национальный культ Синто глубоко симпатичны.

    Япония, на протяжении всей своей истории, представляет нам пример смены культурных влияний. С 8 века нашей эры (переворот Тайка) она находилась под сильнейшим воздействием Китая (иероглифическая письменность, конфуцианство, дзэн-буддизм и т.д.). Усвоив китайские новшества, японцы придали им своеобразный колорит, поскольку японский национальный дух, во многом, являет собой противоположность китайскому.

    В 16 веке страна познакомилась с католическим вариантом европейской культуры через португальцев. В течение нескольких десятилетий князья, самураи, крестьяне на юге страны массами принимали христианство. Напуганное правительство сегуна предприняла очень жесткие контрмеры и закрыло страну.

    Здесь стоит привести пример варварского гения. К берегам Страны Восходящего солнца прибило шлюпку с тремя португальцами, у одного из которых был мушкет. Местный князь велел своим оружейникам скопировать оружие. И через десять – двадцать лет в стране насчитывались уже десятки тысяч бойцов, вооруженных огнестрельным оружием – асигару.

    Насколько это непохоже на все другие случаи отношений народов Востока и американских индейцев с европейскими конкистадорами и колонизаторами. И как это похоже на экономическую историю 20 века, когда японцы научились делать отличные автомашины, бытовую технику, компьютерное "железо". Но здесь мы видим и ограниченность подражательности варваров, которая не создает принципиально новое, а доводит до совершенства уже имеющееся и не в состоянии занять место локомотива мировой цивилизации.

    Через 250 лет картина повторилась, но теперь уже Европа была представлена Англией, Францией и США. Проникновение западной культуры сломав установившееся равновесие, привело к падению режима сегуна, усилению императора и технологическому рывку. Религиозного проникновения теперь почти не было, но лишь потому, что Запад сам стал индифферентен в этом вопросе.

    После поражения во Второй мировой войне, Страна восходящего солнца в последний раз в своей истории подверглась всепроникающему влиянию, на этот раз американскому.

    А вот другой сюжет, в некотором отношении связанный с первым. Л.Н. Гумилев полагал, что последний по времени пассионарный толчок затронул Южную Африку, и далее, миновав Индийский океан, прошел через Индокитай, Южный Китай и Японию. Если принять концепцию ученого, данный пример является великолепным поводом показать, как одно и то же базовое явление в разных обстоятельствах, ведет к непохожим результатам.

    В Южной Африки образовались зулусские государства Чака и Матабеле. Они встали на путь экспансии, но потерпели неудачу, ибо столкнулись с английскими колонизаторами, обладавшими нарезными винтовками, скорострельными пушками и железными дорогами. Тем не менее, победа не далась англичанам легкой ценой: во время первого сражения зулусской войны, одна английская колонна (1 тыс. человек) потеряла всю артиллерию и была полностью уничтожена. Это привело к падению в Англии правительства Дизраэли Биконсфильда и крушению планов бонапартистов во Франции (среди погибших англичан был и сын Наполеона III).

    В Таиланде возникло крупное королевство, выбравшее модернизацию и, одно из немногих, сохранившее независимость (во время Второй Мировой войны оно стало сателлитом императорской Японии). Во Вьетнаме же образовалось единое государство, которое, впрочем, было через несколько десятилетий завоевано французами.

    В Китае в конце 18 века произошел огромный всплеск пиратства; затем, в середине 19 века – грандиозное восстание тайпинов (последняя крестьянская война старого типа, подобная восстанию Краснобровых или Желтых повязок); далее – буржуазная революция, падение манчжурской династии Цин и, наконец, гражданские войны, растянувшиеся на несколько десятилетий, осложненные иностранным вмешательством.

    В Японии произошла революция Мэйдзи (свержение военной диктатуры Токугава, приход к власти императора). Страна осуществила свое техническое перевооружение и встала на путь внешней агрессии (попытку внешних завоеваний Страна восходящего солнца предпринимала только однажды – в конце 16 века при диктаторе Тоетоми Хидэеси по отношению к Корее и Китаю, и неудачно).

    Мировую войну, Япония, как известно проиграла, однако, благодаря успехам в экономике, долгое время японский опыт выглядел гораздо убедительнее синхронного с ним китайского. Однако к концу двадцатого века соотношение изменилось. Особенно после экономического кризиса в Восточной Азии, который благополучно миновали лишь китайские экономические структуры. Япония оказалась в состоянии экономического застоя, осложненного старением населения и деформацией традиционной культуры. Лидерство в Азии явственно переходит к Китаю.

    Данный пример возможно, свидетельствует, что то, что рождается трудно, мучительно, в конечном счете имеет большие шансы на успех (аналогичный пример – в сравнении медленного начального роста Римского государства на фоне бурной экспансии его самнитских конкурентов в Италии., не говоря уже о кельтском завоевании Европы).

    Алексей Фанталов.


    Обидеть админа может каждый, кто не знает чем это ГРОЗИТ!
    Не будите во мне зверя! Он итак, а-а-а...э-э-эх, не высыпается...
    Да, я злой админ! И, да, я ненавижу флуд, офф-топ и спам! И попрошу это учитывать!!!
     
    ElenaKonoДата: Воскресенье, 19 Августа 2007, 19:44:32 | Летопись # 2
    ПуФыстый Зайчонок

    Сословие: Королевская семья
    Летописи: 1375
    Дама
    В Походе
    Борьба Тайра и Минамото.

    Древняя литература обычно пренебрегает описанием психологии своих персонажей, их чувств и мыслей. При этом изложены действия героя и слова, произнесенные им публично (которые фактически также являются действием). Надо сказать, что подобная манера часто лучше проявляет характер, чем многочисленные «психологические» произведения, показывающие «невероятно сложный внутренний мир» персонажей. Положа руку на сердце, признаем, что эта литература – в определенной степени плод гордыни, и внутренний мир человека несколько проще, и большинство поступков, да и мыслей носят вполне банальный характер (хотя иногда что-то и проблескивает).

    «История дома Тайра» чрезвычайно талантливо живописует переход феодального клана от расцвета к упадку, и, далее – к гибели. Рассказ начинается с описания могущества аристократической семьи Тайра, глава которой – Киёмори стал военным диктатором Японии. Правление феодальных домов было характерно для этой страны. В Китае оно имело место лишь в смутные времена, а при стабилизации быстро сменялось бюрократической империей. В Японии же император традиционно воспринимался как священный символ государственности, а реальная власть находилась в руках феодальных семейств (которым, однако, никогда бы не пришло в голову сменить вечную императорскую династию – самую древнюю на планете).

    Правда, первые века существования подобной системы (эпоха Хэйан), страной правил миролюбивый дом Фудзивари, сконцентрировавший в своих руках все ключевые государственные и придворные должности и каждого нового императора женившего на представительнице своего рода. Точно такая же практика применялась в определенные времена в Китае. Но там представители подобных кланов стремились основать новую династию (могущество которой рушилось обычно уже во втором поколении).

    Фудзивари же относительно спокойно правили несколько веков, ставших временем замечательного расцвета литературы. Причем, большая часть книг того времени написана придворными дамами (женщинам рекомендую по этому поводу прочитать «Дневники придворных дам древней Японии» - так озаглавили изданный недавно сборник, включающий три прелестные автобиографические повести японских фрейлин).

    Однако на окраинах страны обитали грубые вояки, которые постепенно втягивались в придворные смуты.

    Двенадцатый век был в этом отношении переломным. Начав с роли наемников при враждующих ветвях дома Фудзивари, князья и их самураи превращались в подлинных хозяев страны. В эту эпоху власть друг у друга оспаривали две могущественные феодальные семьи – Минамото и Тайра. Владения Минамото располагались на востоке страны, и она (имея предком отпрыска императорской фамилии) чрезвычайно укрепилась, захватив обширные земли местных аборигенов – айнов.

    Тайра же вышли с юго-запада Японии, и прославились своей борьбой с пиратством.

    Минамото, опиравшиеся на значительные людские и земельные ресурсы, пожалуй, были сильнее. Но они были весьма недружны между собой, в то время как Тайра всегда держались сплоченно. Большую роль здесь сыграли две личности – Тайра Киёмори и Минамото Ёритомо.

    Тайра Киёмори сумел победить неудачливого отца Ёритомо – Ёситомо и стать военным диктатором с прозвищем «правитель-инок». Дело в том, что он принял буддистский монашеский сан.

    Это, впрочем, не мешало ему ни воевать, ни держать наложниц. «Повесть о доме Тайра» описывает потрясающую историю о том, как ко двору правителя прибыла певица и танцовщица Хотокэ, надеющаяся показать свое искусство. Однако Киёмори велел ее прогнать. Любимая наложница правителя, госпожа Гио, заступилась за бедную певицу (помня свою бедственную юность). В результате же певица столь понравилась Киёмори, что он сделал ее своей любимой наложницей, а Гио прогнал (она была уже не так молода – двадцать лет, против семнадцати Хотокэ).

    Тогда Гио приняла постриг (несмотря на то, что многие стали добиваться ее благосклонности) и, вместе с матерью и младшей сестрой удалилась в хижину. Вскоре к ним присоединилась и раскаявшаяся Хотокэ (!). Так, вчетвером, они и скончали свои дни в молитвах. Сколь недосягаемо по своей добродетели эти женщины выглядят для сегодняшнего дня.

    Сам правитель-инок производит впечатление человека вспыльчивого, чванливого и крутого на расправу. Но он не был ни мелочным, ни мстительным, хотя его характер постепенно портился под влиянием мучительной болезни (возможно, то был рак). Он не так мало сделал для блага государства. Однако был лишен необходимого такта, в том числе и по отношению к императорской семье, которая, хотя и почти не имела реальной власти, высоко почиталась в стране.

    При этом существовало как бы два императора. Дело в том, что, желая освободиться от сковывающего церемониала, японские монархи частенько принимали постриг, коронуя своего малолетнего сына, внука или племянники. Поэтому кроме императора (государя), правителя-инока Киёмори в это время был еще и государь-инок Го-Сиракава – прожженный интриган (вообще, императорский двор выглядит не очень достойно – слабые, но чванливые и коварные вельможи, боящиеся военных правителей, но плетущие интриги и, как правило, выходящие сухими из воды).

    Тем не менее, такое разделение имело важные последствия. В Европе духовная власть противостояла светской, а в Японии – придворная императорская (император, к тому же был верховным жрецом традиционной религии синто) оппонировала военным диктаторам

    В своей статье «Японский оксюморон» палеонтолог и фантаст Кирилл Еськов довольно справедливо говорит о возникновении специфического японского уклада, со значительной ролью личности (что отличает страну Восходящего солнца от ближайших соседей), как о результате воздействия этого самого разделения властей.

    Да еще были тут монастыри полные до зубов вооруженных монахов и постоянно конфликтующие с императором, военными властями и между собой.

    В общем, все более раздражительный Киёмори потерял всякий необходимый такт, поссорился с большинством монахов (когда его карательная экспедиция уничтожила славнейший в Японии монастырь), потерял доверие феодалов и простого люда. У него начались ужасные галлюцинации, и вскоре он умер, а преемники далеко уступали правителю в талантах и энергии.

    Один из принцев поднял мятеж и погиб, но на защиту императорского дома выступили Минамото.

    Вначале среди них имелось несколько претендентов на верховную власть, но законные права была у Минамото Ёритомо – сына казненного главы рода Ёситомо. Некогда Киёмори пощадил юного Ёритомо, поддавшись уговорам женщин из своей семьи. Много лет Ёритомо ждал своего часа.

    Другим реальным кандидатом был Минамото Ёсинака, дикий горец, чья пятидесятитысячная армия разгромила войска Тайра и заняла столицу. Но он был полнейший варвар, императорская семья воззвала к Ёритомо, и тот командировал своего младшего брата Ёсицуне, которому суждено было стать прославленным героем и полководцем.

    Вообще, теория военного искусства пришла в Японию из Китая. Но, в условиях пересеченной местности, правильное развертывание колонн было не слишком целесообразным. Поэтому, огромное значение приобрели штурмовые отряды, разведка, диверсионные группы и пр. То есть древние японцы предварили войны постмодернистского века.

    Ёсицуне разбил свирепых горцев Ёсинаки, и в двух сражениях добил укрывшихся на западных островах Тайра. При этом в морской битве он отбил малолетнего императора и две священные императорские регалии (Печать и Зеркало), якобы пожалованные некогда первому императору Японии его божественной бабкой солнечной богиней Аматэрасу.

    Третья регалия – меч, некогда добытый богом бури Сусаноо из среднего хвоста убитого им восьмиголового и восьмихвостого змея (этот меч Сусаноо подарил своей сестре Аматэрасу) к сожалению, утонул.

    Но Ёритомо Минамото позавидовал славе брата, и подослал убийцу. Ёсицуне сумел спастись, и уговорил государя-инока (старого Го-Сиракаву) разрешить ему начать карательный поход против вероломного старшего брата.

    Однако Ёритомо Минамото прочно держал все нити власти. Мало кто откликнулся на призыв героя. Ёсицуне бежал на запад, некоторое время укрывался там, но был найден и погиб. Голову героя доставили старшему брату в шкатулке, наполненной сакэ. Однако его подвиги и трагическая судьба были воспеты в «Сказании о Ёсицуне» (перевод на русский А. Стругацкого).

    Затем, Ёритомо отдал приказ уничтожить всех представителей дома Тайра, включая младенцев. Это привело к волне доносительства – на многих незаконных детей, которых всегда бывает немало в стране воинов и аристократов, указывали как на отпрысков свергнутой фамилии. Громадный и славный род был полностью искоренен (крайне редкий случай, но на островах спрятаться негде).

    Минамото Ёритомо стал военным диктатором и в стране на несколько десятилетий воцарились мир и покой. Но блестящий период Хэйан завершился. Япония вступила в период безраздельного господства самураев, который продолжался до революции Мэйдзи (середина 19 века) и модернизации страны.

    Алексей Фанталов.


    Обидеть админа может каждый, кто не знает чем это ГРОЗИТ!
    Не будите во мне зверя! Он итак, а-а-а...э-э-эх, не высыпается...
    Да, я злой админ! И, да, я ненавижу флуд, офф-топ и спам! И попрошу это учитывать!!!
     
    ElenaKonoДата: Воскресенье, 19 Августа 2007, 19:51:48 | Летопись # 3
    ПуФыстый Зайчонок

    Сословие: Королевская семья
    Летописи: 1375
    Дама
    В Походе
    «Сказание о Ёсицунэ».

    Средневековый японский роман «Сказание о Ёсицунэ» (отлично переведенный Аркадием Стругацким) представляет интерес не только сам по себе, но и в сочетании с «Повестью о доме Тайра».

    В «Повести» рассказывается о падении и полном уничтожении великой феодальной семьи, долгие годы правившей Японией. В ее свержении особую роль сыграл замечательный полководец, «японский Суворов» - Минамото Куро Ёсицунэ. Человек, который командовал армией всего тринадцать месяцев, но выиграл четыре сражения, навеки войдя в историю Японии.

    В «Сказании» речь идет о самом Ёсицунэ. Это был человек трагической судьбы. Некогда, семья Минамото схватилась с Тайра в борьбе за власть и проиграла. Сыновья и родственники главы побежденного клана Ёситомо еле сохранили свои жизни, и влачили существование под пристальным полицейским надзором Тайра. Сам Ёсицунэ рос в буддийском монастыре.

    Однако всегда найдутся люди, недовольные любым режимом. К Ёсицунэ пришел некий самурай и внушил ему мысли о мести. Через некоторое время, наш герой покинул обитель, и отправился искать помощи против Тайра.

    Тем временем зашевелились и другие недобитые Минамото. Среди них – Минамото Ёритомо – старший брат Ёсицунэ.

    Ёсицунэ пришел к старшему брату (которого он раньше никогда не видел) и объявил, что готов воевать с Тайра до полной победы. Ёритомо доверил ему командование армией.

    Но воевать пришлось сперва не с Тайра, а с двоюродным братцем – свирепым варваром Ёсинакой.

    Ёсинака уже успел нанести поражение войскам Тайра, и захватить столицу Японии. Он готовился к борьбе с Ёритомо и Ёсицунэ за лидерство, но решил все же добить Тайра и… потерпел поражение.

    Ёсицунэ нанес Ёсинаке стремительный удар, и полностью разгромил превосходящие силы двоюродного брата. После этого он обрушился на Тайра.

    Те, к тому времени укрепились на японском западе и готовили реванш. Но японский герой разбил их, причем не только на суше, но и на море (хотя он никогда не видел ранее морских кораблей, а Тайра являлись призванными флотоводцами, прославившимися борьбой с пиратами). В последнем сражении Куро Ёсицунэ захватил Священную Печать, некогда переданную японскому императору его бабушкой, богиней солнца Аматэрасу (другая реликвия, вывезенная Тайра – меч, к сожалению, утонул).

    Однако в походе Куро поссорился с другим военачальником (Кадзивари) и тот стал его смертельным врагом. Вернувшись к Ёритомо (ставшему сёгуном – военным диктатором Японии), этот человек стал без конца наговаривать ему на Ёсицунэ.

    Кроме того, герой стал жертвой придворных интриг. Старый император-инок Го-Сиракава (в Японии была сущая путаница с императорами, которые часто отрекались в пользу сыновей и уходили в монастырь, но продолжали исполнять свои функции; следует помнить при этом, что эти функции были чисто ритуальными, а реальная власть сосредотачивалась в руках правящей феодальной семьи) постарался клин между Ёритомо и Ёсицунэ.

    Все это, в совокупности, привело к опале, и объявлению Ёсицунэ вне закона. Далее он скитался по Японии с группой верных друзей (среди них монах-воин Бэнкэй), травимый как зверь, и, в конце концов, был убит сыновьями феодала, у которого нашел приют. Те, впрочем, тоже ничего не выиграли от предательства – Минамото Ёритомо пошел на них войной и казнил.

    Итак, в «Повести о доме Тайра» подробно описаны победы Ёсицунэ. А В «Сказании о Ёсицунэ» о них говорится мельком (их изложение дается устами завистника и клеветника, но излагал он верно). Подразумевалось, что о подвигах героя и так знает каждый японец.

    «Сказание» сосредоточено на трагедии Ёсицунэ. И вот что странно. Его поведение в пору преследований мало напоминает действия в юности и в период военных триумфов. Нет, Куро не то чтобы пал духом, а, скорее, превратился в какого-то страдательного героя, стоика. Непонятно, как такой безинициативный человек мог совершить свои суворовские военные подвиги.

    Или другой пример. На заре своей карьеры, странствующий Ёсицунэ схлестнулся с монахом-разбойником Бэнкэем. Сей неистовый Бэнкэй, (он даже лично разгромил монастырь, где его обидели) промышлял тем, что нападал ночью на самураев и отбирал их дорогостоящие мечи (хороший бизнес!). Но, при попытке проделать эту штуку с Ёсицунэ, был побежден и стал верным спутником героя (вроде Толстого Тука при Робин Гуде). Приняв, впоследствии, смерть рядом с ним.

    Однако, при изгнании, Куро взял с собой любимую наложницу (знаменитую исполнительницу священных танцев). Но Бэнкэй потребовал, чтобы беременная женщина покинула беглецов и не была им обузой, пригрозив, что иначе он перестанет охранять принца. И тот послушался слугу, хотя и знал, что ожидает танцовщицу и ребенка, которого она должна была родить от Ёсицунэ. Ведь его старший брат и гонитель Минамото Ёритомо только что отдал приказ уничтожить всех Тайра, включая грудных младенцев. Даже и незаконнорожденных (коих в военно-аристократической стране всегда навалом).

    Эти, и некоторые другие обстоятельства, наводят на мысль, что «Повесть о Ёсицунэ» - не биография, а блестящий литературный вымысел.

    Автор «Повести» ставил задачу описать трагического героя, преследуемого завистником и братом-тираном. Данный сюжет напоминает некоторые китайские произведения, который, наверняка, послужили ему образцом.

    Я думаю, Ёритомо Минамото отлично понимал низменность мотивов, двигавших завистником Кадзивари. Но Сёгуну (военному диктатору) было выгодно делать вид, что он всего лишь доверчивый правитель, а не феноменально холодный рационалист. Как Сталину нужны были люди типа Ежова или Берии – для грязной работы.

    Сёгун Ёритомо, вероятно, знал, что его героический брат не готовит никакого заговора. Но он также знал, что, рано или поздно, такую попытку Ёсицунэ предпримет. Несмотря на свою действительную преданность старшему брату. Рано или поздно, найдется какой-нибудь смутьян, недовольный режимом, который начнет подстрекать Ёсицунэ к мятежу. Как это уже произошло когда-то в отношении к Тайра.

    Да хоть ведь тот же Го-Сиракава, уже предпринявший шаги в данном направлении. И пути Ёсицунэ и старшего брата разошлись бы неизбежно. Ибо в этом заключается то, что на Востоке называют «сила вещей».

    «Последний сегун».

    Прочитал недавно книжку: «Последний сегун» (автор Сиба Рютаро). Она показалась мне весьма поучительной. В ту эпоху (1850-е – 1870-е годы) Япония находилась на переломе своей истории. Будучи два с половиной века изолирована от внешнего мира благодаря политике военных властей («правительство бакуфу»), Страна восходящего солнца открылась под жестким давлением США и других западных держав. Но, в отличие от многих иных не превратилась в колонию, а пошла по пути догоняющей модернизации (став здесь наиболее эффективным примером в истории). Было бы чрезвычайно интересно раскрыть, в силу каких процессов архаичное, на первый взгляд, общество, имеющее смутное представление о внешнем мире и действующих в нем силах, сумело начать играть на равных с ведущими странами Европы и Америки.

    Но в Сиба Рютаро не дает ответ на этот вопрос, поскольку пишет не о победоносном «революционном» (императорском), а «контрреволюционном» лагере тех лет. Зато он предоставляет богатый материал по технологии крушения старого политического режима.

    И не случайно, в центре внимания автора – личность Токугава Есинобу. Не только лишь благодаря тому, что в течение двух лет исполнял обязанности сегуна - военного правителя. Последнего в истории.

    Есинобу родился в клане Мито (один из трех «знатных домов» позднесредневековой Японии), который играл достаточно специфическую роль. Несмотря на приближенность к верховному клану Токугава, Мито всегда демонстрировал некую «оппозиционность», став центром почитания императора. Напомню, что в Японии, с конца 12 века, император, фактически, превратился в верховного царя-жреца, а реальная власть находилась в руках феодальных военных правителей. С начала 17 века страной правил клан Токугава, глава которого и носил титул «сегун».

    Основатель династии, Токугава Ияэсу, победив в кровавой междоусобной войне своих конкурентов, выстроил хорошо сбалансированную систему государственной власти. Кроме «трех знатных домов» существовали «три благородных дома», служившие как бы генетическим резервом для правящей династии. Далее находились «внешние кланы» - дайме (около 300!), с разной степенью приближенности к трону.

    Однако данная система нуждалась в закрытости. Пока военная сила Страны восходящего солнца позволяла эту закрытость поддерживать, режим был эффективен. Как только соотношение сил в мире изменилось (к середине 19 века), наследие Ияэсу начало стремительно разлагаться.

    Обычно рыба гниет с головы. Низы еще хотят, зато верхи уже не могут. США требуют «открытия» Японии для западных товаров, подкрепляя претензии пушками своих кораблей и угрозой аннексии архипелага Рюкю. По их стопам идут Англия и Франция (куда конь с копытом – туда и рак с клешней).

    Воевать с луками и мечами против пушек и винтовок японцам не с руки. Приходится идти на уступки «западным варварам» (при японском то шовинизме!).

    Начинаются прелести полуколониальной жизни, население недовольно. К тому же, перед глазами у всех пример Китая, куда проникновение Западных держав стало происходить несколько ранее, и принесло уже жутковатые плоды (распространение опиумной наркомании и пр.).

    Ситуация осложняется наличием «двоевластия». Двор императора в Киото традиционно не отвечал за внешнюю и внутреннюю политику, поэтому свободно мог критиковать деятельность сегунского правительства.

    При таком положении вещей, император стремительно набирал очки в глазах широких слоев населения. И феодальные кланы (прежде всего, на юго-западе), оппозиционные режиму, также обращались к императору.

    И вот уже сегун не может заключать договоры с иностранцами без одобрения императора. А императорские круги не вступали с Западом в контакт (по крайней мере, официальный), справедливо полагая это наилучшей стратегией. Время работало на них.

    Сложилась парадоксальная ситуация. «Революционное» окружение императорского двора было настроено не только антисегунски, но и резко антизападно. В то время как «старый режим» пытался подобру-поздорову модернизировать страну.

    Впрочем, так часто бывает – «прогрессивная» революция победив, противопоставляет страну окружающему миру. Часто – но не всегда.

    Мнения великих держав по поводу японских событий разделились. Французы (представители Наполеона Третьего) симпатизировали сегуну, считая его законным правителем страны (и в простоте душевной считая кажущуюся силу важнее сокрытой).

    Англичане, же, как обычно, смотрели в корень вещей, и сделали ставку на императора. Их политика долгосрочного планирования резко отличалась от американского бихевиористского подхода, ориентирующегося на непосредственные реакции субъекта («дают – бери, бьют – беги»).

    И в такое время сегуном стал Есинобу (пройдя сложную процедуру кланового усыновления).

    Человек он был весьма интересный. И многое, связанное с его личностью остается непонятно.

    Он классически (по дальневосточным понятиям) образован, но при этом весьма ценил иностранную культуру. Еще Есинобу обожал работать руками, особенно – рубанком, здесь напрашивается аналогия – Петр Первый. Но и казненный революционерами Людовик Шестнадцатый больше всего на свете любил слесарное дело – опять двойственность Есинобу (то ли революционер, то ли жертва революции).

    На взгляд стратега, этот человек громоздил ошибки одна на другую. Настоящий Горбачев.

    Во-первых – у него присутствовали серьезные проблемы с целеполаганием. Несмотря на то, что Есинобу весьма интересовался политикой, он вроде бы не хотел становиться военным правителем (еще бы – в такое-то время – мало реальной власти, зато много ответственности).

    Однако, поддавшись уговорам, в конце концов, занял этот пост.

    На него с детства возлагались большие общественные надежды (результат продуманного пиара определенных японских кругов). Однако не в силах (либо, не желая) оправдать ожидания, Есинобу превратился в объект нападок с самых разных сторон (как противников, так и сторонников открытия страны). Всем он казался чересчур изворотливым и двуличным.

    Впрочем, политическая ситуация в Стране восходящего солнца сложилась весьма запутанная.

    Есинобу, придя к власти под лозунгами изгнания иностранцев (в чем его поддержал император Комэй), начал проводить чуть ли не противоположную политику, приводя своих сторонников в смущение.

    В это время, на западе Японии активизировался клан Тесю, стремящийся к возвеличиванию императора и изгнанию иностранцев. Его прямолинейная политика вызвало враждебные действия ряда других кланов, возглавленные правительством бакуфу. В ходе боев, Тесю были вытеснены из Киото.

    Затем Есинобу с великим энтузиазмом взялся за организацию масштабного карательного похода против Тесю. Многие умные министры полагали странным начинать большую внутреннюю войну в условиях, когда единство общества покрывается трещинами, а западные державы крайне внимательно отслеживают развитие событий.

    Поход закончился полным провалом. После этого, положение правящего режима резко ухудшилось. Известный патриотически настроенный политик Окубо Тосимити, разочаровавшись в возможностях бакуфу, начал искать иные силы, способные вывести страну из кризиса. Он организовал встречу известного деятеля княжества Сацума Сайго Такамори с одним из лидеров Тесю - Кидо Такаёси. Юмор ситуации состоял в том, что владение Сацума являлось сторонником модернизации, в то время как Тесю находилось на консервативных позициях. Но теперь эти могущественные силы юго-западной Японии объединились против сегуна и бакуфу.

    В общем-то, объединились они, во многом, вследствие крайне противоречивой и двусмысленной политики Есинобу.

    Есинобу тогда решил добровольно отказаться от верховной власти в пользу императора Мэйдзи (122-ой император Японии, настоящее имя Муцухито). Но он, как лидер сильнейшего клана Токугава все еще сохранял огромные владения и важные государственные посты. И тогда, окружавшая императора «большая тройка» - Окубо, Сайго и Кидо, стала добиваться конфискации токугавских земельных угодий, в надежде спровоцировать мятеж.

    При этом, Токугава, даже утратив поддержку многих кланов, все еще располагали внушительной военной силой, в частности, в районе императорской резиденции. Война могла бы затянуться.

    Но Токугава Есинобу отчего-то отвел войска к замку Осака. А затем, вдруг (под давлением самураев?) попытался все же атаковать.

    На войне решения менять еще опаснее, чем в политике. Естественно, наступление сорвалось.

    Еще можно было держать оборону. Однако Есинобу, под предлогом охраны собственной персоны взял с собой потенциальных лидеров сопротивления, и попросил убежище на американском корабле, а позднее – сдался новым властям Японии. Наступил конец японского Средневековья.

    Бывший сегун затем долгие годы жил в провинции, катался на велосипеде, писал картины и пр. Хотя отнюдь и не в бедности – в отличие от многих своих сторонников, которые считали Есинобу предателем. Он был прощен императором, неоднократно призывался ко двору. В конце концов, ему был пожалован новый для Японии титул герцога (в стране были введены европейские дворянские титулы).

    Деятельность этого политика заставляет вспомнить некоторых лидеров, которые буквально мостили дорогу своим оппонентам. Например, монгольского аристократа Джамуху Сэчена («мудрого»), который, постоянно оказываясь во главе феодальной оппозиции идущему к власти Чингис хана, регулярно проваливал сопротивление (вопреки известной всем «мудрости»). Лев Гумилев, в своих работах высказал мнение, что существовал тайный сговор этих двух политиков, в результате которого возникла Монгольская империя. Правда, в финале Джамуха был казнен.

    В рассматриваемом нами случае произошло неожиданное появление на международной арене Японской империи, оказавшей своеобразное влияние на весь двадцатый век. Правда, Есинобу остался жить.

    Возможно, конечно, суть дела была просто лишь в слабодушии и обстоятельствах, превышавших его человеческие силы.

    Но, быть может, - под внешним событийным слоем скрывается нечто иное. И Токугава Есинобу, выходец из клана Мито, известного как центр политики по возрождению императорской власти, став на историческое мгновение сегуном, исподволь продолжал проводить ту же линию и действовал как тайный агент императора (принеся в жертву собственное честолюбие)? Да, средневековая Япония была не столь уж архаична.

    Не случайно, позднее, он был отмечен Мэйдзи и прожил долгую жизнь в новой Японии, а члены переигравшей Есинобу «большой тройки» - Окубо, Сайго и Кидо по разным причинам умерли практически в один год - 1877 – 1878.гг. Победителей не судят – их убивают.

    Алексей Фанталов.


    Обидеть админа может каждый, кто не знает чем это ГРОЗИТ!
    Не будите во мне зверя! Он итак, а-а-а...э-э-эх, не высыпается...
    Да, я злой админ! И, да, я ненавижу флуд, офф-топ и спам! И попрошу это учитывать!!!
     
    НатиДата: Пятница, 16 Ноября 2007, 19:35:35 | Летопись # 4
    Герцог(иня)

    Сословие: Дворянство
    Летописи: 862
    Дама
    В Походе
    Японский архипелаг протянулся дугой на 3500 км с северо-востока на юго-запад. Из 4 тыс. образующих его островов, самые крупные Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку. Площадь Японии 372,2 - тыс. кв. км.

    Время

    Отстает от московского на 6 часов зимой, на 5 - летом.

    Климат

    Климат, в основном, - субтропическиий муссонный. Зимой ветры дуют с северо-запада, с материка, а летом - с юго-востока, с Тихого океана. Зимние муссоны несут снег, обильно выпадающий в центре, на севере, северо-западе страны. Горы не позволяют ветрам проникнуть на восток и юг страны, поэтому там зимой царит сухая и солнечная погода. Летом с муссонами приходят дожди и тайфуны. На островах выпадает большое количество осадков: от 1000 до 2500 мм в год. Смена времен года хорошо заметна: дождливое и жаркое лето, ясная и сухая осень, мягкая зима.

    Политическая система

    Японская императорская династия - формально древнейшая из ныне царствующих домов. По конституции 1947 г. высшая власть в стране принадлежит народу, а император - тэнно - является только символом государства и единства народа. Высший орган власти в современной Японии - парламент. Он состоит из двух палат: палаты представителей (избирается на четыре года) и палаты советников (избирается на шесть лет). Кабинет министров во главе с премьером назначается парламентом. Кандидатуру премьер-министра утверждает также и император.

    Административно страна разделена на 43 префектуры, 3 округа (Токио, Осака, Киото) и губернаторство Хоккайдо.

    Население

    Около 126,5 млн. человек. Население страны практически моноэтнично - 99% составляют японцы. Наиболее многочисленные национальные меньшинства - корейцы (0,5%), айны (коренные жители островов, 0,3%) и окинавцы.

    Государственный язык

    Официальный язык японский.

    Деньги

    Японская йена (JPY). В обращении находятся банкноты достоинством 10000, 5000 и 1000 йен, а также монеты в 500, 100, 50, 10, 5 и 1 йену.

    Праздники и выходные дни Японии:
    1 января - Новый год, 2-ой понедельник января - День совершеннолетия, 11 февраля - День основания японского государства, 21 марта - День весеннего равноденствия, 29 апрель - День зелени, 3 мая - День конституции, 5 мая - День детей, 20 июля - День моря, 15 сентября - День почитания пожилых, 23 сентября - День осеннего равноденствия, 2-ой понедельник октября - День здоровья и спорта, 3 ноября - День культуры, 23 ноября - День благодарения труду, 23 декабря - День рождения Императора.



     
    "Авелон" - Форум » Разное » Вокруг Света » Япония - загадочная страна.
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:


    Designed by Elena Kono, Все авторские права на произведения принадлежат их авторам, © 2007 - 2024   Используются технологии